Предваряю эту статью определением Духовности из Википедии:
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемая в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.
В христианской психологии духовность рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. При этом существование каких-либо других видов духовности христианская психология отрицает.
В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей.
Марианна Кэплен в своем труде «Ловушка просветления» описывает несколько современных трактовок и представлений о понятии духовности, которые ведут к неправильному ее пониманию, подменяют ее, являясь псевдотермином. Мы выставляем выдержки из ее публикации с комментариями.
- Духовный фаст-фуд. Когда духовность смешивается с современной культурой, которая ценит скорость, многозадачность и получение немедленного удовлетворения. Получается духовный фаст-фуд. Он является результатом широко распространенной фантазии о том, что освободиться от страданий можно легко и быстро. Но! Духовной трансформации нельзя добиться наскоком.
Комментарий: нет противоречий, т к довольно часто сталкиваемся с желанием и даже требованием пациента получить результат немедленно, без вложений, труда и отдачи. Другое дело, что и вибрации Вселенной значительно возросли и очень многие процессы происходят мгновенно по сравнению с тем, как такие же процессы происходили несколько десятков или сотен лет назад.
- Искусственная духовность проявляется в том, что человек разговаривает, одевается и поступает так, как он себе представляет это делал бы духовный человек, т е проявляются внешние атрибуты.
- Запутанная мотивация. Стремление к росту часто смешивается с более низкими мотивами, включая желание быть любимым, желание заполнить внутреннюю пустоту, убеждение, что духовный путь устранит страдания, и духовные амбиции – желание быть особенным, «единственным в своем роде».
К этому пункту, как и к нескольким последующим есть небольшой комментарий: Пусть будет много толчков от наших Высших Я, пусть будет как можно больше разных мотиваций, подталкивающих нас к духовности. Духовный путь действительно заполняет внутреннюю пустоту, и вы забываете, что вам когда-то было скучно. Нет ничего плохого в том, что желание быть любимым приводит вас на путь духовного роста. Убеждение, что этот духовный рост устранит ваши страдания или же вы попросту иначе взглянете на реальность – и это действительно так! Не стоит мотивации делить на правильные и неправильные, плохие и хорошие.
- Отождествление с духовным опытом. Эго отождествляется с духовным опытом и присваивает его себе. Мы начинаем верить, что мы воплощаем тот инсайт (В некоторых направлениях философии и психологии: непосредственное постижение, внезапное понимание чего-л., не выводимое из прошлого опыта), который нас когда-то посетил.
Комментарий: Откровения, происходящие в нас и с нами в процессе наработок ( медитаций ) – чудесная реальность, не стоит ею упиваться и входить в прелесть, подменяя суть наработки полученными в результате неё ощущениями, тогда и не будет отождествления.
- Одухотворение Эго – когда сама структура эгоистической личности глубоко отождествляется с духовными идеями и концепциями. В результате появляется «пуленепробиваемая» эгоистическая структура. Когда Эго одухотворяется, мы становимся неуязвимыми для помощи, новой информации или конструктивной обратной связи. Мы становимся непроницаемыми, наш духовный рост останавливается.
Комментарий: Когда Эго одухотворяется, мы впитываем энергии одного из уровней сознания и переходим в следующий, сочетая все уровни в единстве. «Новая информация, помощь, конструктивная обратная связь» для шагнувшего выше – это пройденный курс. Своеобразная «точка бефуркации».
- Массовое производство духовных учителей. Существует несколько широко разрекламированных духовных традиций, постоянно производящих людей, которые считают себя просветленными или мастерами, что на самом деле таковым не является.
Комментарий: Безусловно, в настоящий момент огромное количество школ, центров и прочих объединений людей, ищущих необычные силы, возможности и отнюдь не все являют пример нестяжательства и добродетели. Но, каждый из нас имеет право выбрать себе Духовных учителей и идти своим путем, обучать таких же как он. В идеале все люди на земле должны стать просветленными, ведь наступает век Сатья-юги, а это другой уровень сознания! Если нам не нравится какой-то духовный лидер, его учение, люди, принимающие это учение, надо помнить, что и таковым есть место на Земле. Это часть промысла Божьего. Кому суждено идти за Вами, к вам рано или поздно придут.
- Духовная гордыня возникает, когда практик после многолетних напряженных усилий действительно достигает определенного уровня мудрости, и использует это достижение, чтобы оправдать отсутствие дальнейшей практики.
Комментарий: Через духовную гордыню проходят практически все, кто становится духовным учителем. Это как пройти «медные трубы» и не упасть, это часть тяжелой работы на своем пути роста и совершенствования.
- Коллективное сознание – сродни созависимости. Участники духовной группы заключают между собой тонкое, порой неосознанное решение относительно того, как правильно думать, говорить, одеваться и действовать. Личности и группы отвергают других людей, ценности и обстоятельтсва, которые не соответствуют их неписанным правилам.
Комментарий: каждый имеет право на свои убеждения, в том числе и другие люди, их группы и т.д. Если убеждения основаны на Законах вселенной, они универсальны. Есть совершенно мракобесные, темные практики и учителя, они есть, но мы с ними не сотрудничаем. Но эти учителя и группы для чего-то привлекают к себе других людей? Да, вероятно для того, чтобы каждый выбрал свой путь, собрал свою коллекцию и таким образом Провидение отделяет зерна от плевел. Мы не вешаем ярлыки – где зерна, а где шелуха – каждый выбирает себе по вкусу.
- Комплекс избранного – убеждение, что наша группа более духовно развита, сильна и просветлена, т е лучше всех остальных групп.
Комментарий: для идущего к своему духовному совершенствованию никто не даст гарантию Правильности именно этого учения. Каждый пойдет только своим путем, со своим учителем или несколькими учителями и наставниками. Когда человек достигает знания, что нет «хуже» или «лучше», что на каждом уровне вибраций есть свои наставники и мастера, в том числе и колдуны, маги и пр, он понимает, что Всё это допущено и существует, не только свет и любовь…. Отсюда и право выбора, отсюда извечная развилка у трех дорог: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – себя потеряешь, прямо пойдешь….»
- «Я добрался» — я достиг цели духовного пути. Как только убеждение застывает в нашей психике, наш духовный прогресс заканчивается.